Словарь терминов • Литера - Т
Т
ТАN (ОКЧ) - общее кислотное число выражает степень кислотности масла в миллиграммах едкого калия (КОН) на грамм масла.
ТВN (ОЩЧ) - общее щелочное число выражает степень щелочности масла в миллиграммах едкого калия (КОН) на грамм масла. Сейчас термины окч и ощч устарели, но они еще встречаются на практике.
Твердые смазочные вещества – твердые вещества, которые вводятся между скользящими поверхностями для уменьшения трения и износа и предотвращения заедания, холодной сварки и коррозионного истирания.
Температура воспламенения - см. Точка вспышки.
Температура вспышки - см. Точка вспышки.
Температура замерзания - самая низкая температура, при которой масло в испытательных условиях будет течь свободно. Можно добиться более низкой точки замерзания с помощью присадки.
Температура застывания (pour point) - это самая низкая температура, при которой масло еще не обладает способностью течь.
Температура каплипадения - температура, при которой пластичный смазочный материал меняет состояние с пластичного твердого или полутвердого на жидкое и в стандартных испытательных условиях начинает стекать из трубки.
Температура кипения - температура, при которой жидкость под воздействием нагревания переходит из жидкого состояния в газовое. Температура кипения зависит от давления.
Температура кристаллизации - температура, при которой из охлажденного продукта в определенных условиях выделяются первые кристаллы.
Температура помутнения - см. Точка загустевания.
Температура самовозгорания - см. описание для Точка вспышки.
Температурная устойчивость - свойства смазки противодействовать окислению при высоких рабочих температурах. Температура вспышки и температура воспламенения - температура, полученная в стандартных испытательных процедурах, при которых пар испытуемого образца будет воспламеняться и (б) испытуемый образец сам возгорится и будет гореть.
Точка замерзания / СFРР - определяется стандартным испытанием, это низкотемпературная точка, при которой в дизельном топливе образуются кристаллы. СFРР -температурная точка, при которой блокируется фильтр подачи топлива.
Точка вспышки - точка вспышки представляет собой минимальную температуру, при которой во время нагревания на поверхности испытываемого масла образуются воспламеняющиеся пары, которые в присутствии открытого огня вскоре воспламеняются. В частности, это самая низкая температура, при которой смесь воздуха и парами может вспыхивать от пламени. Точка вспышки измеряется в испытаниях по следующим стандартам ASTM: в приборе закрытого типа (закрытом тигле): D93 «Определение температуры вспышки в закрытом тигле по методу Пенского-Мартенса» для жидкого топлива, а также для разбавленного асфальта и других вязких материалов и суспензий твердых частиц. Приборе открытого типа (открытом тигле): D92 «Определение температур вспышки и возгорания в открытом тигле по методу Кливленда» для смазочныхмасел. Как видно из названия стандарта, последний метод может также применяться для определения температуры возгорания. температура возгорания - это минимальная температура образца масла, при которой образующиеся пары и газы могут поддерживать горение. В частности, это самая низкая температура, при которой пары жидкости могут гореть не менее 5 минут. Так как температура возгорания у товарных нефтяных масел обычно на 30 °С превышает соответствующую температуру вспышки, то обычно эти данные в перечислении характеристик нефтепродуктов опускают. Температуры вспышки и возгорания имеют важное значение для техники безопасности: чем они выше, тем меньше опасность возгорания материала или его взрыва. Однако не менее важны эти значения для определения летучести материала: чем ниже точка вспышки, тем большей летучестью обладает продукт. Например, разбавление моторного масла топливом понижает точку вспышки. Не следует путать температуры вспышки и возгорания с температурой самовозгорания, при которой возгорание происходит самопроизвольно без участия внешнего источника возгорания.
Точка загустевания - зачастую используется в качестве показателя течения жидкости при низких температурах и на 3 °С превышает минимальную температуру, при которой жидкий нефтепродукт обычно сохраняет текучесть. Это очень важная характеристика для холодного запуска оборудования, однако необходимо также учитывать и прокачиваемость масла - легкость, с которой масло прокачивается при низких температурах. Парафиновое масло содержит воск, который при низких температурах образует ячеистую структуру из кристаллов. Однако вибрация насоса разбивает эти восковые структуры и обеспечивает хорошую прокачиваемость при температурах, намного ниже точки застывания. С другой стороны, нафтеновые масла почти не содержат воска, и их вязкость значительно повышается при достижении температуры застывания, поэтому они уже не могут легко прокачиваться. Для определения точки застывания применяется метод ASTM D97, при котором также измеряется температура помутнения - самая низкая температура, при которой образец жидкости мутнеет из-за образования в нём восковых кристаллов. Помутнение - это характеристика только парафинового масла. Это необходимо при оценке свойств топлива, фильтрация которого может быть затруднена из-за забивания фильтров восковыми кристаллами.
Точка каплеобразования - точка каплеобразования консистентной смазки представляет собой температуру, при которой смазка переходит из полутвердого в жидкое состояние. Она представляет качественный показатель термоустойчивости загустителя смазки. Температура точки каплеобразованияопределяется как температура, при которой первая капля падает через отверстие в дне чашки со смазкой при ее нагреве.
Точка самовозгорания - температура, при которой масло воспламеняется само по себе, т. е. без присутствия пламени.
Точка самовоспламенения - температура, при которой масло воспламеняется само по себе, т. е. без наличия пламени.
Точка текучести - минимальная температура, при которой смазочное масло сохраняет свою текучесть.
Трибология - наука о поверхностях во взаимодвижении, в частности связана со смазочными материалами, трением и износом.
Трение - сопротивление одной поверхности при движении относительно другой. Трение может быть значительно снижено при разделении двух поверхностей слоем смазки.
Трещины под действием напряжений – трещины в материалах (подвергающихся высоким механическим напряжениям), вызванные изменениями поверхностной структуры в результате проникновения нежелательных элементов.
Тяжелые условия езды (эксплуатации) включают: езду на близкие расстояния, езду в пыльных условиях, при интенсивном движении, холодной погоде, жаркой погоде, гористой местности, а также буксировке грузов.
|
|