+7 495 740 56 99
+7 926 595 50 61

Автомобильные масла • Антифриз • Тосол • Аккумуляторы автомобильные • Незамерзающая жидкость

Словарь терминов

Словарь терминов: масла автомобильные. www.optr.ru

Ниже приводится алфавитный список некоторых, наиболее часто встречающихся терминов и их краткое толкование, а также аббревиатуры, используемые в области масел и смазок.



А  
|  Б   В  |  Г  |  Д  |  З  |  И  |  К  |  Л   М  |  Н   О  |  П  |  Р   С   Т  |  У   Ф  |  Ц   Щ  |  Э



А

АAGMA
- Американская ассоциация производителей зубчатых передач, одним из видов деятельности которой является составление и распространение стандартов смазочных материалов для зубчатых передач.
АСЕА - Ассоциация конструкторов европейских автомобилей. Организация, которая разрабатывает и контролирует использование стандартов качества работы смазочных материалов для автомобильных двигателей в европе.
API - Американский институт нефти. Организация, специально организованная для продвижения интересов нефтяной промышленности. В этих целях она занимается распространением информации, проведением научных исследований, улучшением условий сбыта продукции и т. д. Одним из видов деятельности института является разработка Сервисной классификации API для моторных масел, а также Правил смешиваемости базовых масел, которые заложили основы классификации базовых масел на группы I-IV.
ASLE - Американское общество специалистов по смазочным материалам. Предыдущее наименование организации, занимающейся изучением процессов трения, износа и смазки, которая в настоящее время известна под именем Общество специалистов в области трения и инженеров по смазочным материалам (STLE). IVSTM - Американское общество по испытанию материалов. Организация, целью которой является распространение технической информации и разработка стандартов для технических требований и методов испытаний. В Северной Америке преобладающее большинство данных, используемых для описания, идентификации или обозначения нефтепродуктов, устанавливаются в соответствии с методами испытаний по стандартам ASTM.
Абразивный износ - механический износ во время скольжения двух поверхностей друг по другу. Адгезивные смазочные вещества – смазочные вещества с компонентами, улучшающими адгезию, которые не срываются с поверхностей центробежными силами.
Антиоксидант - см. Ингибитор окисления.
Антипенное вещество - см. Ингибитор пенообразования.
Антифрикционное покрытие - наиболее обычный и широко используемый в настоящее время тип сухой смазки. Эта группа включает материалы как с отверждением на воздухе, так и с тепловым отверждением. Эти смеси обычно состоят из твердого смазочного вещества, называемого «пигментом» и связующего агента. См. «связующее вещество».
Апробирование (одобрение ОЕМ) - это процесс, посредством которого изготовитель двигателей или транспортных средств проверяет соответствие масла его требованиям, изложенным в его спецификации на продукцию и, в случае положительных результатов и оценок, формально допускает применение масла для использования в своём оборудовании.

Б

Базовое масло - основная компонента смазочных масел и консистентных смазок.
Белое масло - высокорафинированная масляная основа для применения в производстве медикаментов и косметики, а также для смазки машин в переработке пищевых продуктов.
Биологическая разлагаемость (biodegradability) - способность вещества подвергаться разрушению микроорганизмами на нетоксичные водорастворимые соединения.
Брикетированная смазка - см. Твердая смазка.

В

Величина DN - параметр, определяющий выбор консистентной смазки, которая должна использоваться в подшипнике качения при заданной скорости его вращения. Он представляет собой средний диаметр подшипника в мм, умноженный на скорость вращения в оборотах в минуту.
Вещества для повышения клейкости / усилители адгезии - присадки, добавляемые к маслам и консистентным смазкам для улучшения адгезии (например, полиизобутен).
Водоотталкивание - степень способности масла отделяться от воды. Восстановление смазочных материалов в процессе утилизации, переработки и повторного использования смазочных материалов.
Водостойкость консистентной смазки - поведение консистентных смазок в присутствии воды имеет большое значение с точки зрения возможности их использования в качестве антифрикционных смазок для подшипников. Для таких применений требуются либо водоотталкивающие (водостойкие) либо поглощающие воду (эмульгируемые) антифрикционные консистентные смазки.
Выпотевание масла - «вытекание» масла из консистентной смазки во время хранения или в результате механического/динамического или температурного стресса.
Высоконагрузочные присадки - присадки, предотвращающие нарушение смазочной пленки при трении деталей под высокими нагрузками, например, шестерён.
Вязкость - это показатель сопротивления жидкости течению. Обычно определяется по времени, за которое стандартное количество жидкости при определенной температуре протечет через стандартное отверстие. Чем выше этот показатель, тем более вязкую консистенцию имеет жидкость. Так как вязкость обратно пропорциональна температуре, ее значение имеет смысл только при той температуре, при которой проводился тест. Вязкость нефтепродуктов обычно измеряется в сантистоксах либо при 40 °С, либо при 100 °С (метод ASTM D445 - измерение кинематической вязкости). Ранее в Северной Америке вязкость также определялась в универсальных секундах Сейболта (SSU или SUS) или при очень высокой вязкости в секундах Сейболта-Фуроля (SSF). Это измерение вязкости по методу ASTM D88. Другими менее известными единицами измерения вязкости являются градусы Энглера или секунды по Редвуду, которые в основном используются в Европе (см. также Вязкость по брукфильду).
Вязкость по брукфильду - вязкость, измеряемая в сантипуазах на вискозиметре Брукфильда (по стандарту ASTM D2983). Принцип работы этого вискозиметра - определение крутящего момента, необходимого для вращения шпинделя прибора при погружении его в исследуемую среду. Несмотря на то, что вязкость по Брукфильду зачастую считается низкотемпературным свойством трансмиссионных и редукторных жидкостей, она определяется для многих других типов смазочных материалов, например белых масел.
Вязкость прокачивания (pumping viscosity) - мера способности масла течь и создавать необходимое давление в системе смазки в начальной стадии работы холодного двигателя.

Г

Гидродинамическая смазка - это режим смазки, при котором две двигающиеся поверхности разделены непрерывной масляной пленкой. Наиболее часто такой тип смазки присутствует в смазываемых маслом подшипниках скольжения. Движение одной детали (вала или опорной шейки) вовлекает смазочный материал в пространство между опорной шейкой и самим подшипником. Такое действие повышает давление жидкости, благодаря чему она полностью разделяет две поверхности. В отличие от гидродинамической, при граничной смазке масляная пленка лишь частично разделяет детали, поэтому на некоторых точках возникает непосредственный контакт металлических поверхностей.
Гидрокрекинг (hydrocraking) - процесс получения базовых масел с высоким индексом вязкости, противоокислительной стойкостью и стойкостью к деформациям сдвига. В ходе процесса обработки одновременно или последовательно протекает ряд химических реакций, в результате которых значительно улучшается молекулярная структура масла, усиливаются стойкость к механическим, термическим и химическим воздействиям. Гидрокрекинг является одним из самых перспективных методов улучшения свойств масел.
Гидроочистка - общее название для процесса нефтепереработки при производстве топлива и нефтяного сырья. Проводится при повышенной температуре в присутствии подаваемого под давлением водорода и катализатора. Эта мягкая очистка нефти, иногда также называемая гидрофинишингом, используется для улучшения цвета и запаха топлива и базовых масел.
Гидрофинишинг - см. Гидрочистка.
Граничная смазка - см. Пограничная смазка
Гидролитическая стабильность - способность масла противостоять декомпозиции при возможности его воздействию паров влаги или воды.
Граничная смазка - условия, при которых две трущиеся поверхности не полностью разделены смазкой. Контакт поверхностей можно предотвратить, используя противоизносные или высоконагрузочные присадки.

Д

Депрессант точки текучести - присадка, используемая для понижения температуры застывания смазочной жидкости.
Детергент - агент для разрыхления и удаления остатков и налетов с поверхностей скольжения.
Деэмульгируемость - это период времени, который требуется для разрушения определенного количества вводно-масляной эмульсии при проведении теста ASTM D1401. Минеральные масла высокой степени очистки без присадок обладают хорошей деэмульгируемостью. Даже после интенсивного встряхивания смеси масло быстро отделяется от воды и всплывает наверх. Это необходимая характеристика для таких смазочных материалов, как циркулирующее масло, которое должно быстро отделяться от воды. Следовательно, деэмульгируемость - это показатель способности смазочного масла отделяться от воды, что очень важно для применения его во многих типах циркуляционных систем.
Диапазон эксплуатационных температур - диапазон, в котором смазка соответствует техническим требованиям, и сохраняется приемлемый интервал между подачами доз смазки.
Диспергирующая присадка - присадка, помогающая удерживать продукты сгорания и прочие твердые частицы в двигателе в виде суспензии.
Дитиофосфат цинка (ZDP) - присадка, придающая смазке антиоксидные, противоизносные и высоконагрузочные характеристики.
Динамическая вязкость - мера внутреннего трения во время течения смазочного масла (например, течения через трубы или щели).
Диспергирующая присадка - см. Моющая присадка.
Дисперсные системы - название, применяемое к системам двух веществ, в которых одно вещество содержится в другом (жидком) в диспергированной форме.
Дисульфид молибдена (MoS2) - твердая смазка.
Дорожные испытания (road tests) проводятся при эксплуатации конкретного автомобиля или другой техники в течение определенного времени и в строго регламентированных условиях..

З

Загрязнение моторного масла
- накопление в моторном масле сгустков, частиц углерода и прочих нерастворимых частиц продуктов сгорания топлива или несгоревших продуктов, попадания пыли, а также воздействия высоких температур двигателя.
Загустители - загустители обычно представляют собой мыла металлов (загущение мылом), но могут использоваться и другие органические и неорганические загущающие агенты (немыльное загущение, например, кремнеземом, бентонитом, мочевиной, ПТФЭ и др.).
Задир - вид износа двигателя в результате сваривания и появления трещин на трущихся поверхностях.
Зола - металлосодержащий нагар, формирующийся на деталях двигателя из-за высоких рабочих температур.
Заклинивание поршневых колец - заклинивание поршневых колец из-за накопления на поршне нагара.

И

Износ - вызывается трением и прямым контактом между противостоящими поверхностями после разрушения смазочной пленки.
Изъязвление (питтинг) - напоминающие кратеры раковины в металле (например, по полюсной линии зубчатой передачи), вызванные усталостью материала.
Ингибиторы (поглотители) - присадки, которые в смеси со смазочными материалами предотвращают или замедляют химические реакции, приводящие к окислению, коррозии, или вспенивании.
Ингибитор коррозии - присадка, применяемая в смазочных маслах для замедления или предотвращения коррозии от воды или других веществ.
Ингибитор окисления - присадка для предотвращения или замедления окислительных процессов.
Индекс вязкости (VI viscosity index) - степень изменения вязкости в зависимости от изменения температуры. Жидкости с высоким VI в меньшей степени меняют вязкость при изменениях температуры, чем жидкости с низким VI.
Испытание в солевом тумане - коррозия стали измеряется в условиях воздействия соляного тумана. Стальной лист покрывается смазкой и подвергается действию соляного тумана в замкнутой камере. После испытания измеряется число часов, прошедшее до момента образования определенной степени коррозии.
Испытания масел - технология получения смазочных материалов требует не только отладки их свойств, но также и проведения ряда испытаний с целью оценки свойств в соответствии с ожидаемыми уровнями рабочих характеристик. Существуют несколько этапов испытаний - лабораторные, стендовые лабораторные, стендовые моторные и дорожные.

К
 
Каталитический нейтрализатор - устройство управления выхлопными газами, превращающее моноксид углерода и углеводороды в выхлопных газах в продукты распада, менее вредные для окружающей среды.
Кислотное число - единица количества едкого калия (КОН), необходимого для нейтрализации всей или части кислотности в нефтепродукте (см. общее кислотное число). Кинематическая вязкость - вязкость, выраженная в сантистоксах (ССТ), при заданной температуре, обычно при 40О или 100ОС.
Коллоид - взвесь мелких частиц (от 105 до 107 см) в жидкости, которая ведет себя как раствор (не происходит осаждения частиц).
Комплексные консистентные смазки – консистентные смазки с загустителями на базе мыла, образованного соединением гидроксидов металлов с различными кислотами. Особенно хорошо подходят для приложений, требующих высокотемпературной долговременной смазки.
Консистентная смазка - 2фазная система: загуститель с жидкостью, смазочное средство.
Консистенция - мера состояния (твердости) консистентных смазок. Она измеряется по пенетрации инструмента в нерабочую и рабочую смазку и количественно выражается в соответствии с рекомендациями NLGI (National Lubricating Grease Institute - Национальный Институт Консистентных Смазок). Для упрощения выражения консистенции консистентных смазок, весь диапазон консистенции в соответствии с пенетрацией в рабочую смазку делится на девять классов.
Консистенция (пластичных смазочных материалов) - свойство пластичных смазочных материалов оказывать сопротивление деформации при внешнем воздействии.
Коррозионное истирание (фреттинг-коррозия) – ржавчина, которая образуется на посадочных местах. Если говорить точнее, то это фрикционный износ, которому подвергаются подвижные детали и их посадочные места изза колебательных движений с очень малой амплитудой и высокой частотой. Обычно очень маленькие частицы железа, образующиеся в результате износа, реагируя с кислородом, образуют ржавчину, которая, в конце концов, вызывает заклинивание на опорной поверхности. Другим отрицательным эффектом коррозионного истирания является быстрое развитие усталости сталей, которое легко может привести к поломке. (Наиболее надежным средством предотвращения фреттингкоррозии является предотвращение контакта двух металлов пары, например, с помощью твердых смазочных веществ.)
Коэффициент компрессии - отношение объемов цилиндра двигателя внутреннего сгорания в крайнем верхнем и крайнем нижнем положении поршня.
Коэффициент трения - отношение силы (F) необходимой для того, чтобы передвинуть предмет по горизонтальной поверхности, к весу предмета. значение этого коэффициента изменяется в зависимости от вида двух трущихся поверхностей. Значение коэффициента статического трения выше, чем коэффициента динамического трения, что объясняется дополнительной силой F, требуемой для того, чтобы преодолеть первоначальную инерцию (сдвинуть предмет с места).

Л

Лабораторные методы - химического и физико-химического анализа (glassware tests); они проводятся в условиях стационарных и мобильных лабораторий по стандартным методикам и позволяют оценивать свойства смазочных материалов при производстве, применении и контроле качества.
Лаковые отложения (lacquer) - еще называемые "лаковым покрытием" тонкая нерастворимая пленка на движущихся частях двигателя от окисления смазки (или горючего), при высоких температурах.
Летучесть - показатель, обычно зависящий от температуры, характеризующий скорость,с которой жидкость превращается в пар. В идеальном случае, горючие материалы должны иметь высокую летучесть, а смазочные материалы - низкую.
Литий - щелочной металл, гидроксид которого вместе с органическими кислотами используется для производства литиевого мыла, служащего загустителем для консистентных смазок.
Литол - пластичная водостойкая смазка, получаемая загущением нефтяных масел литиевым мылом 12-оксистеариновой кислоты (см. также «стеариновая кислота»). Рабочая температура до 130°C.Литол представляет собой антифрикционную многоцелевую водостойкую смазку, предназначенную для применения в узлах трения колесных и гусеничных транспортных средств, промышленного оборудования и судовых механизмах различного назначения.

М

Масло варьируемой вязкости (multigrade oil) - масло для применения в двигателе или коробке передач, которое своими характеристиками соответствует широкому ряду классификаций градаций вязкости SАЕ и, поэтому, применяемо для использования в летний и зимний сезоны без смены масла с интервалами рекомендованными производителем.
Минеральные масла - основа минеральных масел изготавливается из сырой нефти, которая подвергается разнообразным сложным процессам переработки. Они относительно недороги и представляют собой средний уровень качества. Они наиболее часто используются для обеих как автомобильных так и индустриальных нужд.
Многофункциональное масло - часто называемое универсальным маслом, этот смазочный материал имеет широкий ряд применений. Например, сельскохозяйственное универсальное масло отвечает требованиям нескольких спецификаций и одинаково пригодно для использования в двигателях, трансмиссиях и карданных передачах. Кроме того, оно является хорошим заменителем гидравлического масла. тем не менее, до того, как делать рекомендации клиенту, всегда необходимо проверить требования к смазке, исходящие от изготовителя оборудования, с тем чтобы убедиться, что инструкции позволяют употребление универсального масла. такие смазочные материалы удобны при желании потребителя рационализировать потребление ГСМ.
Модификаторы трения – это соединения растворимые в масле, адсорбирующиеся на поверхности металла, благодаря чему модифицированный предельный слой имеет коэффициент трения, промежуточный между жидкой и предельной смазкой. Модификаторы трения применяются в маслах для снижения коэффициента трения между поверхностями металла.
Момент трогания – эффективная нагрузка, пересчитанная во вращательный момент, необходимая для отвинчивания болтового соединения (максимальный вращательный момент до начала движения).
Моноэтиленгликоль - это двухатомный спирт, бесцветная, вязкая, сладковатая на вкус жидкость, с температурой кипения 197oС, плотностью при 20oС = 1,112-1,113 г/см3, температурой начала замерзания минус 12-13oС. Этиленгликоль - обладает уникальной возможностью не замерзать при пониженных температурах. Исключительно важным свойством этиленгликоля является его способность понижать температуру замерзания водных растворов. При определенном соотношении смеси вода - этиленгликоль можно получить жидкость с необходимой температурой замерзания от минус 1 до минус 70oС. Ввиду этих уникальных свойств, моноэтиленгликоль применяются при изготовлении автомобильных и промышленных охлаждающих жидкостей.
Моющая присадка - присадка, используемая в горючих или смазочных материалах для очистки внутренних деталей двигателя при их использовании.
Мыло - основа или загуститель, обычно металлический, применяемый в смеси с маслами для получения пластичных смазочных материалов.
Мыло в консистентной смазке - соединение жирной кислоты и гидроксида металла. За счет правильного выбора жирной кислоты и гидроксида металла (кальции, литий, алюминий) можно изменить такие свойства мыла, как водостойкость и температурная стабильность.

Н

Набухание / Усадка – под действием смазочных материалов, паров или газов герметизирующие материалы, изготовленные из резины, эластомеров и т. п., могут подвергаться нежелательным изменениям, т. е. набухать или сморщиваться.
Нагар (varnish, carbon deposit) это продукты термической деструкции и полимеризации масла и остатков топлива.
Налет углерода / нагар - окисленный налет, остающийся после воздействия на смазочное масло крайне высоких температур.
Нейтральные масла - очищенные парафиновые масляные основы.
Нерабочая пенетрация – консистенция смазки или пасты в состоянии покоя, т. е. в том состоянии, в котором материал поставляется.
Нерастворимые примеси - продукты износа, пыль и другие твердые загрязнители, которые присутствуют обычно в отработавшем масле.
Несгоревшие продукты - несгоревшее топливо или газы, возникающие в результате износа поршневых колец и прокладок, насыщающие, загрязняющие или разжижающие масло, используемое в двигателе.
Нефтяные масла - типы масляных основ из неочищенной нефти с насыщенными углеводородами, содержащие минимум одно замкнутое кольцо атомов углерода. нефтяные масляные основы характеризуются низкой точкой замерзания, хорошей водоотталкиваемостью и высокой растворяющей способностью.
НИСМ (NLGI) - национальный институт смазочных материалов, США.

О

ОИА (SАЕ) - общество инженеров автомобильной промышленности. (Содружество инженеров автомобилистов).
ОЕМ - изготовитель оборудования.
Образование задиров – следы на металле в форме борозд, вызванные машинной обработкой или истиранием.
Общее кислотное число - TAN (total acid number) Как моторное, так и трансмиссионное масло может содержать и кислотные компоненты, содержание которых может быть определено раздельно. Кислотные компоненты нового масла имеют слабую кислотность, которая не оказывает заметного влияния на коррозию металлов и называется общим кислотным числом масла (TAN).
Общее щелочное число -TBN (total base number) Показывает общую щелочность масла, включая вносимую моющими и диспергирующими присадками, которые обладают щелочными свойствами. Выражается через количество гидроокиси калия (КОН) в мг, на 1 г масла (мг КОН/г). Моторное масло должно обладать определенной щелочностью для сохранения способности к нейтрализации кислот образующихся при окислении масла и сгорании топлива.
Одобрения производителей автомобилей (Спецификации) - Автопроизводители могут предявлять и более высокие требования к маслам. Не дожидаясь очередных международных спецификаций они заявляют о своих оригинальных методах испытаний. После проверки эффективности лучшие из масел получают "одобрения" к применению от конкретного производителя:
- для легковых автомобилей: Mercedes-Benz, Renault, Peugeot, Volkswagen, Citroen, Ford, Fiat, Porsche, BMW, и т.д.
- для грузовой техники: MAN, MB, Volvo, RVI, и т.д.
Например: MB page 227.1, BMW Longlife Engine Oils, VW 500.00 и VW 505.01 Подробнее>>>
Окисление - при работе масла в условиях очень высоких температур оно насыщается кислородом, который в свою очередь приводит к загустению масла и к образованию пленки оксидного налета на деталях.
Относительная плотность - отношение масс определенного объема масла и такого же объема воды.

П

Парафиновые масла - типы масляных основ, имеющие высокий молекулярный вес и содержащие мазутные парафины.
Пасты - сочетания твердых смазочных веществ с маслом для облегчения нанесения тонкой смазочной пленки.
Пенетрация – показывает мягкость или твердость консистентной смазки. Представляет собой глубину проникновения (пенетрации) стандартного конуса в образец смазки. (Чем выше пенетрация, тем мягче смазка.)
Петля обратной вентиляции (EGR система) - способ управления составом выхлопных газов возвращением их в камеру сгорания для сжигания оставшихся углеводородов.
Пластичный смазочный материал - смесь масла и загустителя для образования твердой или полутвердой смазки.
Плотность - вес смазочного средства в граммах на см3 (мл) при 20°C.
Полиальфаолефин – синтетический углеводород с определенной молекулярной структурой. Его характеристики при низких температурах, при высоких температурах и зависимость вязкости от изменений температуры лучше, чем у минерального масла.
Полусинтетические (частично синетические) масла - смесь двух баз: от 70 до 80%-ой минеральной базы и от 20 до 30%-ой синтетической.
Прерывистое перемещение - остановки и рывки при относительном движении двух скользящих поверхностей, вызванные разницей в коэффициенте трения между гидродинамической и граничной смазкой.
Приработка - поверхностные неровности новых скользящих поверхностей изменяются (сглаживаются) во время периода приработки.
Присадки - вещества, добавляемые к смазкам в малых количествах для улучшения их характеристик.
Противозадирные присадки - химические вещества для улучшения способности масел и консистентных смазок к амортизации давления и, тем самым, их износостойкости.

Р

Рабочая пенетрация – в условиях действия механического сдвига, консистентные смазки часто меняют свою консистенцию. Таким образом, более разумно указывать их рабочую пенетрацию. Это консистенция поработавшей смазки.
Рабочие стандарты - минимальные результаты тестовых проверок, которые должно пройти масло при испытаниях в строго контролируемых лабораторных условиях.
Разбавление масла топливом - разжижение масла в системе смазки несгоревшим топливом.
Растворитель – жидкость, которая растворяет материал и позволяет получить гомогенный продукт.
Рафинирование - очищение нефти путем дистилляции для получения конечных нефтепродуктов.
Рафинирование/вытяжка с помощью растворителей - процесс рафинирования с использованием различных растворителей для извлечения по фракциям нежелательных смол, фенолов и мазут из нефтяных смазочных масел для улучшения характеристик вязкости, температурной и кислотной устойчивости и улучшения растворения присадок.

С

Сваривающая нагрузка
- способность смазочного вещества поглощать давление / механическое напряжение, измеряемая в ньютонах (Н), нагрузка, при которой смазочная пленка разрушается при скольжении испытываемых образцов друг относительно друга, и при которой два испытываемых образца свариваются друг с другом.
Сгусток - густой, темный налет густой консистенции, собирающийся вокруг неподвижных деталей двигателя. обычно появляется в результате высокого загрязнения масла нерастворимыми частицами.
Связующее вещество - альтернативный термин для нелетучей среды или носителя, относящийся к материалу, который образует лаковый слой, в котором краска или связующее покрытие связывает частицы твердого вещества (твердой смазки).
Силиконы - полимеры с хорошей устойчивостью к температуре и окислению. Используются также в качестве смазок для низких и высоких температур.
Синтетические масла - в отличие от минеральных масел эти масла производятся путем химического синтеза. Синтетические масла обычно имеют хорошую зависимость вязкости от температуры, слабую тенденцию к окислению, низкую точку замерзания, высокую температурную устойчивость и хорошую стойкость к химическим агентам.
Синтетические базовые масла - маслообразные синтетические жидкости (полимеры или олигомеры), полученные методом синтеза из разных мономеров.
Синтетический смазочный материал - смазочный материал, изготовленный на химических основах таких как эстэры или полиальфаолефины (также известны как синтетические углеводороды), в отличие от смесей обычных углеводородов в масляных основах из продуктов перегонки нефти. Производство синтетических смазочных материалов требует больших затрат, однако они обладают лишь теми свойствами, которые желают получить разработчики. синтетические смазочные материалы обеспечивают большие эксплуатационные преимущества, в том числе увеличенный срок службы масла и машины, эффективность использования горючего и энергии, экономичность.
Смазка - средство для уменьшения трения и износа между двумя поверхностями, скользящими одна по другой.
Снашивание - ненормальный износ из-за повреждения смазочной пленки при локальной сварке с высокими температурами.
Сопротивление старению - способность противостоять старению, которое может быть обусловлено окислением, перегревом, присутствием некоторых металлов, таких как медь, свинец, серебро и др. Сопротивление старению может быть улучшено некоторыми присадками (антиоксидантами).
Спецификации для масел производителей автомобилей смотри одобрения производителей.
Специальные смазки - смазки с особыми свойствами/ характеристиками для специальных приложений.
Срабатывание - повреждение поверхности материала из-за недостаточного подвода смазки или в результате перегрузки. Смазочная пленка при этом разрушается.
Стабильность к сдвигу - это способность масла сохранять постоянную величину вязкости под воздействием высокой деформации сдвига при эксплуатации.
Стендовые лабораторные испытания (laboratory tests, rig tests, bench tests) - производятся на специальных приборах и оборудовании, имитирующих условия работы агрегатов; эти методы предназначены для непосредственной оценки одного или нескольких эксплуатационных свойств продукта; испытания проводятся по стандартным методикам и позволяют гораздо быстрее и экономичнее, чем при эксплуатационных испытаниях, оценить реальные свойства продукта; их используют для контроля и при классификации по уровням качества.
Стендовые моторные испытания (engine tests) проводятся на действующих (полноразмерных) агрегатах (двигатель, коробка передач и другие агрегаты), установленных в лабораториях и оснащенных целым комплексом измерительных приборов; одновременно определяются многие эксплуатационные характеристики при различных режимах работы агрегата; это длительные испытания с целью всесторонней оценки всех свойств масла; их используют для присвоения класса качества и допуска на применение.
Стойкость к окислению - сопротивляемость смазочных веществ реакциям с кислородом.
Суспензия - однородная взвесь мелких частиц твердого вещества в жидкости, которая не растворяет их.

Т

ТАN
(ОКЧ) - общее кислотное число выражает степень кислотности масла в миллиграммах едкого калия (КОН) на грамм масла.
ТВN (ОЩЧ) - общее щелочное число выражает степень щелочности масла в миллиграммах едкого калия (КОН) на грамм масла. Сейчас термины окч и ощч устарели, но они еще встречаются на практике.
Твердые смазочные вещества – твердые вещества, которые вводятся между скользящими поверхностями для уменьшения трения и износа и предотвращения заедания, холодной сварки и коррозионного истирания.
Температурная устойчивость - свойства смазки противодействовать окислению при высоких рабочих температурах.
Температура вспышки и температура воспламенения - температура, полученная в стандартных испытательных процедурах, при которых пар испытуемого образца будет воспламеняться и (б) испытуемый образец сам возгорится и будет гореть.
Температура замерзания - самая низкая температура, при которой масло в испытательных условиях будет течь свободно. Можно добиться более низкой точки замерзания с помощью присадки.
Точка замерзания / СFРР - определяется стандартным испытанием, это низкотемпературная точка, при которой в дизельном топливе образуются кристаллы. СFРР -температурная точка, при которой блокируется фильтр подачи топлива.
Точка вспышки - точка вспышки представляет собой минимальную температуру, при которой во время нагревания на поверхности испытываемого масла образуются воспламеняющиеся пары, которые в присутствии открытого огня вскоре воспламеняются.
Точка каплеобразования - точка каплеобразования консистентной смазки представляет собой температуру, при которой смазка переходит из полутвердого в жидкое состояние. Она представляет качественный показатель термоустойчивости загустителя смазки. Температура точки каплеобразованияопределяется как температура, при которой первая капля падает через отверстие в дне чашки со смазкой при ее нагреве.
Точка самовозгорания - температура, при которой масло воспламеняется само по себе, т. е. без присутствия пламени.
Точка самовоспламенения - температура, при которой масло воспламеняется само по себе, т. е. без наличия пламени.
Точка текучести - минимальная температура, при которой смазочное масло сохраняет свою текучесть.
Температура каплипадения - температура, при которой пластичный смазочный материал меняет состояние с пластичного твердого или полутвердого на жидкое и в стандартных испытательных условиях начинает стекать из трубки.
Температура застывания (pour point) - это самая низкая температура, при которой масло еще не обладает способностью течь.
Температура кипения - температура, при которой жидкость под воздействием нагревания переходит из жидкого состояния в газовое. Температура кипения зависит от давления.
Температура кристаллизации - температура, при которой из охлажденного продукта в определенных условиях выделяются первые кристаллы.
Трибология - наука о поверхностях во взаимодвижении, в частности связана со смазочными материалами, трением и износом.
Трение - сопротивление одной поверхности при движении относительно другой. Трение может быть значительно снижено при разделении двух поверхностей слоем смазки.
Трещины под действием напряжений – трещины в материалах (подвергающихся высоким механическим напряжениям), вызванные изменениями поверхностной структуры в результате проникновения нежелательных элементов.
Тяжелые условия езды (эксплуатации) включают: езду на близкие расстояния, езду в пыльных условиях, при интенсивном движении, холодной погоде, жаркой погоде, гористой местности, а также буксировке грузов.

У

Углеродистые отложения в двигателе
(carbon deposits). - это процентное содержание кокса, остающегося после того, как образец смазочного масла протестирован при высоких температурах по методу ASTM D189 (по Конрадсону) и D524 (по Рамсботтому). Так как уровень углеродного осадка очень важен для оценки качества масла для смазки валков и смазочных материалов для пневматического оборудования, надо внимательно оценивать результаты таких испытаний. Сходство между условиями испытания и условиями работы незначительное. Так как углеродные отложения влияют на производительность оборудования, многие даже считают, что тип таких отложений более важен, чем их количество.На горячих поверхностях деталей двигателя образуются разнообразные углеродистые отложения, состав и строение которых зависят от температуры поверхностей металла и масла. Различают три вида отложений: нагар, лак, шлам.
Удельный вес – см. плотность
Усилители / промоторы адгезии – присадки к маслам и консистентным смазкам, улучшающие их адгезию (например, полиизобутен).
Устойчивая основа
(брайтсток) - высоковязкая масляная основа, устойчивая к температурам и производящая прочную смазочную пленку, в частности, в высокотемпературных условиях.
Устойчивость к стиранию - способность масла удерживать прочность пленки в жестких рабочих условиях и под сильным давлением скольжения.

Ф

Фторосиликоны - силиконы, которые содержат в молекуле атомы фтора.
Формовочное масло - масло, используемое в формах при литье или формовании с тем, чтобы материал не прилипал к форме.

Ц

Цвет (color)
- свойство, по которому оценивается качество и товарный вид масла. Цвет масла зависит от присутствия темных смолистых веществ и от свойств нефти, из которой изготовлено масло.
Цетановое число - способ определения воспламенительной способности дизельного топлива. Чем выше цетановое число, тем лучше качество горючего.

Щ

 
Щелочное число
- количество кислоты, выраженное в эквиваленте кон, требуемое для нейтрализации щелочности смазочного материала (см. Общее щелочное число).

Э

Эласто
- гидродинамическая смазка - условия, при которых смазка, подверженная высоким нагрузкам и при высоких рабочих скоростях, увеличивает вязкость и, благодаря своей эластичности, принимает на себя деформацию трущихся поверхностей.
Эмульгатор - присадка, дающая устойчивую смесь масла и воды в эмульсии.
Энергосберегающие масла - моторные масла, отличающиеся низкой вязкостью, как при низкой, так и при высокой температуре.
Эфирные масла – соединения кислот и спиртов, используемые для смазки и производства консистентных смазок.



А  |  Б   В  |  Г  |  Д  |  З  |  И  |  К  |  Л   М  |  Н   О  |  П  |  Р   С   Т  |  У   Ф  |  Ц   Щ  |  Э

Petro-Canada : моторное масло, трансмиссионное масло.   |  Chevron : моторное масло, трансмиссионное масло.   |  Texaco : моторное масло, трансмиссионное масло.   |  Mobil USA : моторное масло, трансмиссионное масло.   |  Mobil : моторные масла, трансмиссионные масла.   |  Q8Oils : моторное масло, трансмиссионное масло.   |  Kixx, GS Oil : моторное масло, трансмиссионное масло.   |  Esso : моторное масло, трансмиссионное масло.   |  Mopar : моторное масло, трансмиссионное масло.   |  Motorcraft : моторное масло, трансмиссионное масло.   |  Honda : моторное масло, трансмиссионное масло.   |  Toyota : моторное масло, трансмиссионное масло.   |  Mitsubishi : Моторное масло, трансмиссионное масло.   |  Subaru : моторное масло, трансмиссионное масло.   |  Mazda : моторное масло, трансмиссионное масло.   |  Nissan : трансмиссионное масло, моторное масло.   |  Idemitsu : моторное масло, трансмиссионное масло.   |  JX Nippon Oil & Energy Corporation   |  Классификация масел по API   |  Классификация вязкости SAE   |  Классификация масел по ACEA   |  Японские стандарт ILSAC   |  Классификация CCMC   |  Классификация смазок по NLGI   |  Допуски масел и спецификации производителей   |  Словарь терминов   |  Техника обращения со смазочными материалами   |  Ответы на часто задаваемые вопросы   |