Для смазок внутренних деталей двигателей важным параметром является вязкость, и в качестве основы все заинтересованные организации в мире используют градацию, разработанную Обществом инженеров автомобильной промышленности (
SAE). С момента ее принятия в 1920 г. она была неоднократно изменена и дополнена. Сегодня общепринятой в международном масштабе стала классификация SAE J300 (табл.1). В последней редакции от декабря 1999 г. (SAE J300 DEC99), которая с 1 июня 2001 г. полностью вступила в свои права, она подразделяет моторные масла на:
шесть зимних (
0W,
5W,
10W,
15W,
20W и
25W) классов;
пять летних (
20,
30,
40,
50 и
60) классов;
всесезонные масла.
Всесезонные масла обозначают сдвоенным номером, один из которых соответствует зимнему,а другой – летнему классу: например, SAE 0W-30, 5W-40, 10W-40, 20W-50 и т.п. Классификация SAE J300 DEC99 для зимних масел устанавливает максимальные значения динамической вязкости проворачивания и прокачивания при низких температурах и минимальные значения кинематической вязкости при 100°С (табл.1).
Для летних масел установлены пределы (мин. и макс.) кинематической вязкости при 100 °С и минимальные значения динамической вязкости при высокой скорости сдвига и температуре 150°С. Выбор значения скорости сдвига зависит от метода испытания.
Всесезонные масла классифицируются по набору следующих требований:
максимальные значения динамической вязкости проворачивания и прокачивания при низких температурах (используются лимиты для зимних масел W); максимальное и минимальное значение кинематической вязкости при 100°С и минимальная вязкость при высокой скорости сдвига и температуре 150 °С (используются значения для соответствующих классов летних масел).
По спецификации SAE J300 вязкости масел определяются при условиях, близких к реальным. Таким образом, степень вязкости SAE помогает определить диапазон температуры окружающей среды, при котором масло обеспечит нормальную работу двигателя: проворачивание масла стартером, прокачивание его насосом по смазочной системе при холодном пуске и надежное смазывание летом при длительной работе в режиме максимальных скоростей и нагрузок.
Показатели низкотемпературной вязкости масла:
максимальная допустимая вязкость масла при запуске холодного двигателя, обеспечивающая проворачиваемость коленчатого вала со скоростью, необходимой для успешного запуска двигателя.
Классификация моторных масел по SAE J300 DEC99
Примечания:
Все значения являются предельными по определению ASTM D3244 (Section 3)
1. Вязкость измеряется по методу ASTM D 5293 на вискозиметре CCS.
2. Вязкость измеряется по методу ASTM D 4684 на вискозиметре MRV; напряжение сдвига не допускается при любом значении вязкости.
3. Вязкость измеряется по методу ASTM D 445 на капиллярном вискозиметре.
4. Вязкость измеряется по методам ASTM D 4683 или CEC L-36-A-90 (ASTM D4741 и ASTM D5481) на коническом имитаторе подшипника.
Прокачиваемость масла определяется как наименьшая температура, при которой вязкость не превышает определенной величины (60 000 мПа с), обеспечивающей прокачивание по масляной системе.
В качестве дополнительной информации о низкотемпературной вязкости при создании нового масла или при изменении рецептуры SAE рекомендует определять некоторые новые характеристики: температуру прокачиваемости по методу ASTM D 3829 вязкость при низкой температуре и низкой скорости сдвига (тенденцию к желеобразованию или индекс желатинизации) на сканирующем вискозиметре Брукфильда по методу ASTM D 5133 фильтруемость моторных масел при низкой температуре, которая показывает тенденцию образования твердых парафинов или других неоднородностей, способных к закупориванию масляного фильтра.
Максимальная низкотемпературная вязкость проворачиваемости определяется на имитаторе запуска холодного двигателя (CCS) по стандарту ASTM D5293 и измеряется в сантипуазах (мПа с). Установлено, что от этой вязкости зависит число оборотов коленчатого вала двигателя во время "зимнего пуска".
Вязкость прокачиваемости определяется по стандарту ASTM D4684 и характеризует возможность притока масла в масляный насос и создания нужного давления в системе смазки при запуске двигателя. Определение вязкости прокачиваемости было введено после того, как было замечено, что некоторые масла (SAE 10W-30 и SAE 10W-40) после пребывания определенного времени (более 24 часов) при низкой температуре, теряют текучесть и становятся желеобразными.
Показатели высокотемпературной вязкости моторных масел оцениваются на основе следующих значений: минимальной и максимальной вязкости масла (мм2/с) при температуре 100°С (по стандарту ASTM D 445); минимальной вязкости при температуре 150°С и высокой скорости сдвига (106/с-1) (метод ASTM D 4683 или, в Европе, метод СЕС L-36-А-90). При эксплуатации двигателя особенно важна высокотемпературная вязкость при большой скорости сдвига, которая показывает поведение масла в наиболее нагруженных узлах трения двигателя: в подшипниках коленчатого и распределительного валов, кривошипно-шатунного механизма и т.д.