История производства антифризов в России
Первые
антифризы появились в 1920-е годы ХХ века. Изготавливались они на основе глицерина (температура кипения 290ºС), а потому кроме низкой температуры замерзания обладали также высокой вязкостью и плохой текучестью.
Технические проблемы удалось решить путем добавления к глицерину этанола. Текучесть заметно улучшилась, но появилась проблема «человеческого фактора». До 1940-х гг. также использовались антифризы на основе метанола, которые имели малую вязкость, но легко испарялись.
С 1937 года в мире, а также в СССР, стали широко использоваться антифризы на основе этиленгликоля. Смесь этиленгликоля с водой отличает высокая коррозийная активность к цветным металлам и склонность к вспениванию. Поэтому в раствор вводят в небольших количествах специальные присадки, призванные подавлять отрицательные свойства
антифриза.
В 1971 году для автомобилей
ВАЗ взамен итальянской «Парафлю» специалистами ГосНИИОХТа (Государственный научно-исследовательский институт органической химии и технологии) был разработан широко известный «
Тосол». Первые три буквы аббревиатуры
ТОСОЛ указывают на отдел в этом НИИ, который и занимался разработкой - отдел Технологии Органического Синтеза, а буквы ОЛ характеризуют спиртовую составляющую. Чуть позже сформировался и стандартный ассортимент автомобильных охлаждающих жидкостей, выпускаемых советской промышленностью. Состав был практически одинаковым, отличалась лишь температура начала кристаллизации. Были созданы три марки
антифриза: «
Тосол-А» -
антифриз-концентрат, «
Тосол-А40» - охлаждающая автожидкость с температурой замерзания не выше минус 40°С и «
Тосол-
А65» - охлаждающая автожидкость с температурой замерзания не выше минус 65°С. Несколько позднее появилась новая марка «
Тосол-АМ». Буква «
М» означает «модернизированный».
Такой набор антифризов вполне удовлетворял потребностям отечественного автопарка вплоть до 90-х годов. В это время произошло сразу два события, повлиявших на монополию Тосола на отечественном рынке. Во-первых, в Россию начали активно поставляться автомобили иностранного производства. Во-вторых, имидж самой марки «
Тосол» сильно пострадал. Дело в том, что торговая марка «
Тосол» не зарегистрирована. В результате децентрализации экономики её начали активно использовать самые разные изготовители охлаждающих жидкостей. При этом нередко происходили грубейшие нарушения технологии производства и несоблюдение рецептуры. Данная марка до сих пор является наиболее часто подделываемой на российском рынке. Недобросовестные производители
ОЖ, стремясь быстрее реализовать свой «товар», максимально его удешевляют. В ход идут заменители этиленгликоля, например, диэтиленгликоль или полигликоли. Также опасна коррозионная агрессивность подделок: они разъедают медные трубки радиатора, паяные швы, стальные и чугунные детали. Сомнение в качестве отечественных антифризов привело к распространению мнения о том, что «российские антифризы лучше не использовать в нероссийских машинах».
Долгое время рынок был не готов к появлению отечественных брендов охлаждающих жидкостей. Новые марки тосола появлялись ежесезонно и так же быстро уходили с рынка. Постепенно на рынке установилась следующая расстановка сил: отечественные производители доминировали в довольно обширном сегменте российской техники, продавцы импортных антифризов разделили между собой развивающийся сегмент иномарок.
К середине 2000-х годов рынок охлаждающих жидкостей вступил в новую фазу своего развития. Крупнейшие российские производители стали выпускать собственные марки антифризов. Появились такие марки, как
Felix («
Тосол-
Синтез»),
Sintec («
Обнинскоргсинтез»),
Lukoil («
Лукойл»),
CoolStream («
Техноформ») и другие. Наряду с традиционными жидкостями (
Тосол–
А40,
Тосол–
А65) появляются антифризы с более современным составом. Производители называют их антифризами нового поколения и заявляют, что эти жидкости можно заливать в системы охлаждения самых современных двигателей внутреннего сгорания, и они ни в чем не уступают импортным аналогам.
Кроме того, на рынке появились антифризы на основе пропиленгликоля. Их основным преимуществом является безопасность для человека. Но они более дороги и количество их ограничено по причине дефицита исходного сырья. Подробнее с анализом текущей ситуации и прогнозом развития российского рынка охлаждающих жидкостей можно познакомиться в отчетах маркетингового исследования Академии Конъюнктуры Промышленных Рынков «Рынок автомобильных охлаждающих жидкостей (антифризов, тосолов) в России».